Сайт воспитателя Реутиной Зои Александровны МБДОУ "Малышок" с.Доброе Липецкой области

Отчет по работе над самообразованием по теме «Развитие элементарных математических представлений в различных видах детской деятельности».

31 мая 2021

1.Отчет по работе над самообразованием по теме «Развитие элементарных математических представлений  в различных видах детской деятельности».

На 2020-2021 год мной была взята тема «Развитие элементарных математических представлений  в различных видах детской деятельности».

 В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогии. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стали во многом использовать школьные формы и методы обучения. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Как обеспечить развитие математических способностей, отвечающих современным требованиям? Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала.

Изучив литературу, определила цель и задачи своей работы.

2Цель:

 -прививать детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных заданий и игр, сделать увлекательным для ребенка усвоения начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы..

 

Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний, повышение профессионального мастерства и компетентности путем изучения необходимой литературы;

- Разработала и внедрила перспективный план на год с детьми  подготовительной группы по использованию игр с математическим содержанием;
-Обогащать развивающую среду в группе дидактическими играми и настольно-печатными;

-развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

- развивать познавательный интерес,    интеллектуально – творческие проявления детей: находчивость, смекалку, сообразительность;

- развивать активность и инициативность детей.

 - создание условий для развития элементарных математических представлений  в различных видах детской деятельности;  

 - сотрудничество с родителями.

 

Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.

Перед собой, в первую очередь, ставила задачу- сделать занятие   занимательным и необыкновенным.

 В процессе ФЭМП у дошкольников я использую разнообразные 3-4методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе метода учитывала ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д.

 Формированию у ребёнка математических представлений способствует использование разнообразных  игр. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом.  
  Мною была создана картотека игр по математике, которая использовалась как на занятиях, так и  в различных видах детской деятельности.

 5 -6Игры размещены в математическом уголке. Оборудовав уголок, я преследовала решение двух задач: во-первых, целенаправленное формирование у детей интереса к математике, а во-вторых, воспитание у детей потребности занимать свое свободнее время не только развлекательными, но и требующими интеллектуального усилия играми. Весь материал, помещенный в математическом уголке, постепенно накапливала и систематизировала.

    Игры я разделила на несколько групп:

  1. 7 Игры с цифрами и числами;
    -«Сложи и посчитай»
    -«Сосчитай-ка»
    -«Числовые домики»
    -«Найди соседей числа» и мн. др.-
  2. Игры – путешествия во времени;
    -Лото «Часы»
    -«Узнай время»
    3. Игры на ориентировку в пространстве;
    -«Определи , где находится предмет»
    - «Назови день недели»-« »
  3. Игры с геометрическими фигурами.
    - «Формы и фигуры» ( с прищепками)
    -«Логические фигуры»
    -«Назови овощи по форме»,

-«Сложи предмет из геометрических фигур»
• «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

  • «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
  • «Найди свою пару» (геометрические фигуры)

Первая группа игр направлена на обучение детей счету в прямом и обратном порядке.

«Игры – путешествия во времени» - это группа математических игр, которые я использовала для знакомства с часами и закрепления детьми дней недели.

Игры третьей группы мною были направлены на расширение и закрепление в процессе всех видов деятельности пространственных представлений: слева, справа, вверху, сзади, далеко, близко, над, под.

 Игры четвертой группы использовала для закреплений знаний о геометрических фигурах, развития внимания и воображения детей.

В качестве наглядного материала на занятиях использовала сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты. Наглядный материал   соответствует определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядный материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

8 Решали с детьми логические задачи, выполняли графические диктанты.
Дети решают задачи, примеры в пределах 20, умеют правильно расставлять математические знаки (больше, меньше, равно).
 9С детьми провела развлечение с математическим  содержанием «Игра Ума».

10-11-12Оформила сборник консультаций для родителей на темы: « Как научить ребёнка определять время по часам», «Математика вокруг нас», «Как привить интерес к математике», «Развитие математических способностей у старших дошкольников». 

Подготовила консультацию для воспитателей нашего детского сада на тему «Развитие у детей дошкольного возраста интереса к математике в совместной и самостоятельной деятельности»
ОД «Путешествие в город юных математиков».

  Мои воспитанники  проявляют высокую познавательную активность, радовались своим достижениям и новым возможностям.   Индивидуальный подход, используемый в моей работе, помог каждому ребёнку проявить свои умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности.

Выводы: Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия,  этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.

13 В дальнейшем планирую продолжить работу по своей теме
( согласно возрастной группе);

 

м

Оставить комментарий: