Отчет по работе над самообразованием по теме «Развитие элементарных математических представлений в различных видах детской деятельности».
31 мая 2021
1.Отчет по работе над самообразованием по теме «Развитие элементарных математических представлений в различных видах детской деятельности».
На 2020-2021 год мной была взята тема «Развитие элементарных математических представлений в различных видах детской деятельности».
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогии. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стали во многом использовать школьные формы и методы обучения. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Как обеспечить развитие математических способностей, отвечающих современным требованиям? Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала.
Изучив литературу, определила цель и задачи своей работы.
2Цель:
-прививать детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных заданий и игр, сделать увлекательным для ребенка усвоения начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы..
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний, повышение профессионального мастерства и компетентности путем изучения необходимой литературы;
- Разработала и внедрила перспективный план на год с детьми подготовительной группы по использованию игр с математическим содержанием;
-Обогащать развивающую среду в группе дидактическими играми и настольно-печатными;
-развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
- развивать познавательный интерес, интеллектуально – творческие проявления детей: находчивость, смекалку, сообразительность;
- развивать активность и инициативность детей.
- создание условий для развития элементарных математических представлений в различных видах детской деятельности;
- сотрудничество с родителями.
Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.
Перед собой, в первую очередь, ставила задачу- сделать занятие занимательным и необыкновенным.
В процессе ФЭМП у дошкольников я использую разнообразные 3-4методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе метода учитывала ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д.
Формированию у ребёнка математических представлений способствует использование разнообразных игр. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом.
Мною была создана картотека игр по математике, которая использовалась как на занятиях, так и в различных видах детской деятельности.
5 -6Игры размещены в математическом уголке. Оборудовав уголок, я преследовала решение двух задач: во-первых, целенаправленное формирование у детей интереса к математике, а во-вторых, воспитание у детей потребности занимать свое свободнее время не только развлекательными, но и требующими интеллектуального усилия играми. Весь материал, помещенный в математическом уголке, постепенно накапливала и систематизировала.
Игры я разделила на несколько групп:
- 7 Игры с цифрами и числами;
-«Сложи и посчитай»
-«Сосчитай-ка»
-«Числовые домики»
-«Найди соседей числа» и мн. др.- - Игры – путешествия во времени;
-Лото «Часы»
-«Узнай время»
3. Игры на ориентировку в пространстве;
-«Определи , где находится предмет»
- «Назови день недели»-« » - Игры с геометрическими фигурами.
- «Формы и фигуры» ( с прищепками)
-«Логические фигуры»
-«Назови овощи по форме»,
-«Сложи предмет из геометрических фигур»
• «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)
- «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
- «Найди свою пару» (геометрические фигуры)
Первая группа игр направлена на обучение детей счету в прямом и обратном порядке.
«Игры – путешествия во времени» - это группа математических игр, которые я использовала для знакомства с часами и закрепления детьми дней недели.
Игры третьей группы мною были направлены на расширение и закрепление в процессе всех видов деятельности пространственных представлений: слева, справа, вверху, сзади, далеко, близко, над, под.
Игры четвертой группы использовала для закреплений знаний о геометрических фигурах, развития внимания и воображения детей.
В качестве наглядного материала на занятиях использовала сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты. Наглядный материал соответствует определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядный материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
8 Решали с детьми логические задачи, выполняли графические диктанты.
Дети решают задачи, примеры в пределах 20, умеют правильно расставлять математические знаки (больше, меньше, равно).
9С детьми провела развлечение с математическим содержанием «Игра Ума».
10-11-12Оформила сборник консультаций для родителей на темы: « Как научить ребёнка определять время по часам», «Математика вокруг нас», «Как привить интерес к математике», «Развитие математических способностей у старших дошкольников».
Подготовила консультацию для воспитателей нашего детского сада на тему «Развитие у детей дошкольного возраста интереса к математике в совместной и самостоятельной деятельности»
ОД «Путешествие в город юных математиков».
Мои воспитанники проявляют высокую познавательную активность, радовались своим достижениям и новым возможностям. Индивидуальный подход, используемый в моей работе, помог каждому ребёнку проявить свои умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности.
Выводы: Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.
13 В дальнейшем планирую продолжить работу по своей теме
( согласно возрастной группе);
м